К вопросу о камуфляже
...........Для
уменьшения вероятности обнаружения самолетов на аэродромах и в полете на малых
высотах, визуально или с помощью технических средств, в ВВС СССР с начала 70-х
гг. стало широко применяться маскировочное окрашивание самолетов. В зависимости
от задач маскировки применялось главным образом защитное или деформирующее (искажающее)
маскировочное окрашивание.
..........Защитная окраска — это наименее заметная
на данном фоне, обычно одноцветная. Например, летом, при зеленом растительном
покрове — это должна быть зеленая окраска с яркостью и цветом травы; зимой,
естественно, под цвет снежного покрова; для условий пустынной местности защитная
окраска имеет цвет песка (песочный, светло-песочный).
.........Деформирующая окраска, или камуфляж, применялась
для окраски самолетов, как подвижных объектов отчетливо заметных на переменных
фонах. Эффект камуфляжа состоит в том, что в каждый момент времени полета часть
пятен окраски самолета сливается с изменившимся участком фона. Так достигается
искажение оставшейся видимой части самолета.
........ Камуфляж наносился на верхние поверхности
фюзеляжа, крыла и стабилизатора, боковые поверхности фюзеляжа и киля с использованием
эмалей типа С-38М защитного, светло-зеленого, песочного, светло-песочного и
бурого цветов. Нижние поверхности фюзеляжа, крыла и стабилизатора окрашивались
под небесный фон эмалями С-38М серо-голубого или светло-голубого цвета. На зимний
период до 70% отдельных пятен маскировочной окраски закрашивалось белой эмалью
АС-5130. С наступлением весны после полного исчезновения снежного покрова белую
эмаль АС-5130 можно было смыть с основного маскировочного покрытия без его повреждения
авиационным керосином или бензином Б-70. Строевым частям ВВС предписывалось
содержать самолеты в следующих вариантах окраски:
1) основной вариант: 50% защитного, 20% светло-зеленого, 15% бурого и 15% светло-песочного;
2) дополнительные варианты: - 50% защитного, 25% светло-песочного, 25% песочного; - 70% защитного и 30% светло-зеленого; - 70% защитного и 30% светло-песочного.
..........При покраске на поверхность самолета, окрашенную вначале в основной цвет камуфляжа, наносились темные, а затем светлые пятна. Размыв контура пятна допускался не более 10 см. Маскировочная окраска самолетов выполнялась применительно к району основного базирования с учетом растительного, пустынного или снежного фона местности по определенной цветовой схеме. Окрашиваемая поверхность самолета разбивалась деформирующим рисунком на 4-6 пятен, при этом допускалось нанесение на крупные пятна более мелких пятен других цветов. Основной цвет камуфляжа для конкретного фона местности занимал не менее 50% общей площади, а для зимних условий — не менее 70%. Основные и дополнительные цвета летнего и зимнего вариантов камуфляжа зависели от географической зоны. Рисунок камуфляжа выполнялся пятнами двух типов — закрытыми, т.е. находящимися внутри контура самолета или с ним соприкасающимися и открытыми, т.е. обрезанными контурами самолета на одном или нескольких участках. Криволинейность закрытых и открытых пятен определялась наличием выступов и впадин в их контуре, диаметр которых составлял не более половины диаметра отдельного пятна. Расположение пятен окраски относительно внешнего контура самолета было несимметричным. Контуры пятен не должны были повторять контуры самолета. Большие оси пятен по своим направлениям составляли к контурам самолета сочетания углов от 30 до 60 градусов. Запрещалось наносить пятна правильной формы, т.е. круг, прямоугольник, овал и т.п. Пятно переходило на все плоскости угла, вершина которого не совпадала с геометрическим центром пятна. Наибольший эффект деформации придавали темные пятна, поэтому они располагались на частях фюзеляжа и плоскостей, где имелись изломы формы корпуса, выступы и детали, дающие характерные тени. Более светлые пятна светло-зеленого, песочного и светло-песочного цветов располагались в основном по периметру контура самолета для получения эффекта выпадания при совмещении с элементами фона местности. Количество цветов в камуфляже колебалось от двух до пяти в зависимости от пятнистости фона. При двухцветной окраске один цвет был защитным ко всем основным цветам фона, другой — максимально контрастный к нему (в светлую или, наоборот, темную сторону) в зависимости от того, какие пятна (более светлые или более темные) преобладают на фоне. Размеры пятен окраски зависели от вероятной дистанции наблюдения. Для самолетов МиГ-21, например, размеры крупных пятен были в пределах 0.75-1,8 кв.м. Во избежание создания однообразного (шаблонного) рисунка с одинаковым количеством цветов и повторяющейся системой их чередования в строевых частях и на авиаремонтных предприятиях отрабатывалось несколько вариантов окраски. Например, при окраске самолета под местность с преобладанием лесов, лугов и пашни применялась трех-четырехцветная схема окраски деформирующими пятнами извилистого очертания. Изложенные выше правила относились главным образом к нанесению камуфляжных покрытий на таких боевых самолетах, как МиГ-21 (начиная с ПФМ), МиГ-23, МиГ-27, Су-7, Су-17, Су-25, Як-28Р и Як-28ПП. Однако известны также факты наличия камуфляжных покрытий и на МиГ-25. Су-15ТМ, Су-24М. что не является характерным для данных типов самолетов.